Как канадская компания стала лучшим в мире покупателем технологических компаний

автор red
10 минут прочитано


Фили старше стартапы, сейчас трудные времена. Слабые недавние дебюты на фондовом рынке британского производителя чипов Arm, группы доставки продуктов Instacart и компании-разработчика программного обеспечения Klaviyo ослабили энтузиазм в отношении первичных публичных размещений акций. Венчурный капитал (ВК) высохло. Данные исследовательской компании PitchBook показывают, что стартапам на поздней стадии требуется почти в три раза больше денег, чем они могут себе позволить. Многие выставляют себя на продажу. Приобретения частных фирм стоимостью 100 миллионов долларов и более достигли самого высокого уровня с сентября 2022 года.

20231202 WBC549
изображение: Экономист

Одним из счастливых покупателей является Constellation Software. Цель канадской фирмы – объем продаж не менее 5 миллионов долларов и стабильный рост выручки и прибыли. Сильная управленческая команда, желательно под руководством основателей, является плюсом. Хотя компания потратила деньги на более крупные сделки, средняя стоимость приобретаемых ею фирм составляет около 3 миллионов долларов. По данным Королевского банка Канады (РБК), с 2005 года Constellation потратила $8,7 млрд на более чем 860 фирм (см. диаграмму 1). За это время его выручка росла в среднем примерно на 25% в год. В этом году он может превысить $8 млрд. Рыночная стоимость компании за последние пять лет выросла на 250%, как в случае с крупными технологическими компаниями, до $50 млрд, превзойдя показатели высокотехнологичных компаний. НАСДАК индекс (см. график 2). Сейчас это вторая по величине технологическая фирма Канады после Shopify, платформы электронной коммерции.

20231202 WBC559
изображение: Экономист

По счастливой случайности или намеренно, успех сделок Constellation основан на принципах, поразительно схожих с принципами крупнейшего в мире покупателя Berkshire Hathaway. Подобно Уоррену Баффету, руководителю Berkshire, и его правой руке Чарли Мангеру (умершему 28 ноября), основатель и президент Constellation Марк Леонард ищет предприятия с устойчивым конкурентным преимуществом. Во вселенной Constellation таким «ровом» пользуются фирмы-разработчики программного обеспечения, которые специализируются на создании цифровых продуктов для непривлекательных отраслей — от автосалонов и строителей до спа-салонов. Технологические гиганты избегают этих сравнительно мелких рынков, а более мелкие конкуренты не имеют необходимых ноу-хау. Результатом являются огромные прибыли для действующих игроков.

После заключения сделки Constellation, как и Berkshire, ведет бизнес с доброжелательным пренебрежением. Он не интегрирует недавно приобретенные компании и не выбрасывает новых менеджеров. Он доволен тем, что оставляет повседневную деятельность существующему руководству. Он не пытается отчаянно устранить неэффективность путем централизации общих бизнес-функций. Constellation считает, что разделение бизнеса ослабляет связь с клиентами, отмечает Пол Трайбер из компании Constellation. РБК. Денежные средства от дочерних компаний передаются материнской компании, которая использует их для покупки новых предприятий. Это, в свою очередь, приносит больше денег и так далее.

Для управления более чем 800 фирмами Constellation структурирована как холдинговая компания с шестью крупными операционными группами. Предприятия на схожих рынках группируются вместе. В 2021 году Constellation разместила на бирже Topicus, операционную компанию, которая приносила 14% общей выручки компании и сейчас оценивается в $5,8 млрд. Когда любое из пяти других крупных операционных подразделений станет достаточно большим, их тоже можно будет включить в список. Как и в случае с Topicus, Constellation сохранит контроль над советом директоров.

Подобно Berkshire, но в отличие от прямых инвестиций или ВК средств, у Constellation нет часов выхода. Таким образом, он может быть терпеливым в принятии инвестиционных решений. Ежегодные письма г-на Леонарда инвесторам повторяют слова г-на Баффета, в которых он описывает компанию как «хорошего постоянного владельца». Этот марафонский менталитет формирует заработную плату сотрудников. Бонусы привязаны к доходу от инвестированного капитала, а не просто к росту доходов. Руководители должны инвестировать три четверти своих бонусов в акции компании, которые они не могут продать в течение четырех лет. Это приводит в соответствие стимулы руководства со стимулами акционеров.

Успех Constellation раскрывает важную истину о слияниях и поглощениях, которая также была знакома г-ну Баффету: серийные приобретатели, как правило, превосходят случайных лиц, заключающих сделки. Тобиас Лундберг из консалтинговой компании McKinsey подсчитал, что постоянные покупатели в среднем приносят акционерам примерно на два процентных пункта больше избыточной совокупной прибыли ежегодно по сравнению с нерегулярными покупателями.

Г-н Лундберг применяет это преимущество на практике. Как и в случае с упражнениями, чем больше покупок делает компания, тем лучше она становится. Некоторые фирмы, такие как Tyler Technologies из Техаса и Roper Technologies из Флориды, пытаются подражать методу Constellation по привлечению нишевых производителей программного обеспечения. Ни один из них до сих пор не приблизился к уровню канадской компании.

Чтобы быть в курсе самых важных событий в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на Bottom Line, наш еженедельный информационный бюллетень, предназначенный только для подписчиков.

Вам также может понравиться

Оставьте комментарий

-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00