Может ли Средиземноморье стать энергетическим центром Европы?

автор red
10 минут прочитано


Ттуристы на Майорке теперь могут восхищаться новой привлекательностью на этом средиземноморском острове: миниатюрной экономикой, полностью работающей на «зеленом» водороде. По сути, две солнечные электростанции приводят в действие «электролизер», который расщепляет воду на кислород и водород, создавая безуглеродное топливо. Водород может приводить в движение автобусы, впрыскиваться в газовую сеть острова и питать топливные элементы в отелях и порту. «Проект показывает, что возможно», — говорит Белен Линарес, руководитель отдела инноваций Acciona Energía, компании, занимающейся возобновляемыми источниками энергии, которая является одним из инвесторов проекта.

Есть одна загвоздка: водород еще не материализовался. Из-за конструктивного недостатка отозван электролизер американской фирмы Cummins. Импорт зеленого водорода, получаемого из возобновляемых источников, нецелесообразен. Автобусы и топливные элементы стоят неиспользуемыми. Вновь избранное местное правительство также выглядит менее заинтересованным. Предыдущая администрация говорила «много пустяков», согласно цитате нового мэра Пальмы, столицы острова, в местной прессе.

Безграничные возможности или пустяк? Тот же вопрос висит и над более широкой зеленой водородной экономикой, которую европейские правительства надеются увидеть в Средиземноморском бассейне, превращая этот регион в работающий на солнце аналог северной динамо-машины, приводимой в движение ветром, которая уже формируется вокруг Северного моря. Премия большая. Если планы по созданию южной электростанции Европы пройдут успешно, это предоставит континенту доступ к дешевой возобновляемой энергии и позволит ему очистить свою выбрасывающую углекислый газ тяжелую промышленность.

Средиземноморье всегда было проводником энергии. Со времен римского господства и до XIX века это была рабочая сила в виде порабощенных африканцев. Сегодня это в основном природный газ. Полдюжины трубопроводов соединяют Европу с Африкой и Ближним Востоком. Евросоюз зависит от региона более трети импорта природного газа. В эпоху возобновляемых источников энергии страны на берегах Средиземноморья могут похвастаться одними из лучших на Земле условий для использования природных сил.

Солнечная мощность демонстрирует огромный потенциал. Испания в среднем потребляет 4575 киловатт-часов в год (кВтh) солнечного света на квадратный метр и Марокко в 5563 тыс.Втч, вдвое больше, чем может ожидать Германия. Редкое население означает, что в Испании и Португалии достаточно земли для таких растений, как и в пустынях Северной Африки и Ближнего Востока. В некоторых частях Марокко и Мавритании много солнца и ветра, образуя редкие места, где водородные электролизеры могут работать практически без остановок. «В мире всего десять таких мест», — объясняет Бенедикт Ортманн, управляющий солнечным бизнесом немецкой энергетической и строительной компании BayWa.

Использование этого резервуара возобновляемой энергии — не новая идея. В начале 2000-х годов ассоциация, поддерживаемая десятками корпораций, в основном немецких, выступила с идеей заполонить Сахару гигантскими солнечными электростанциями. Но поддержка Desertec, зарегистрированной в 2009 году, быстро испарилась, главным образом из-за стоимости технологии. Возрождение этой идеи обусловлено разработкой более совершенных и более дешевых способов сбора солнечных лучей. По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, средняя стоимость электроэнергии на солнечных электростанциях коммунального масштаба снизилась с $0,45 за тыс.Втh в 2010 году до $0,05 в прошлом году.

Транспортировка энергии на север, туда, где она необходима, теперь также стала более осуществимой. План Desertec включал подводные кабели, пропускная способность которых ограничена. Но теперь более дешевые и эффективные электролизеры могут преобразовывать электричество в водород прямо у источника. Затем его можно транспортировать в виде газа или производного, такого как жидкий аммиак. Аналитики ожидают, что через несколько лет зеленый водород из Северной Африки будет стоить менее 1,50 доллара за килограмм, что, вероятно, сделает его дешевле, чем «голубой» водород, который получают из природного газа, но требует улавливания и хранения образующегося углерода.

Спрос на энергию с юга, скорее всего, материализуется гораздо чаще, чем во времена Desertec. Водород и его производные будут крайне необходимы в качестве безуглеродного сырья для сталелитейной и химической промышленности Европы. Из 20 млн тонн, которые Евросоюз поставила цель по потреблению к 2030 году, большая часть будет поступать из южной окраины и северной Африки.

Однако положение региона как южной электростанции Европы не является чем-то само собой разумеющимся. Европе необходимо создать рынок для нового источника энергии, и сделать это на дерегулированной арене со многими конкурирующими игроками. «Это проблема курицы и яйца», — говорит Кирстен Вестфаль из Немецкой ассоциации энергетической и водной промышленности, лоббистской группы. Одновременное увеличение спроса и предложения — это деликатный балансирующий акт. Компании не решаются заключать долгосрочные соглашения о поставках, если они не уверены в наличии и ценах на водород. Это, в свою очередь, удерживает производителей от принятия важных инвестиционных решений. Не помогает и то, что политическая нестабильность в Северной Африке увеличивает риски и, следовательно, стоимость капитала.

Однако самая большая проблема — это связать обе стороны рынка, что начинается с установления физических связей. Большую часть водорода сначала придется транспортировать на корабле, вероятно, в форме аммиака (жидкий водород, который необходимо хранить при температуре -253°C, сложно транспортировать). Но возможности доставки ограничены. По оценкам Джеймса Нибоуна из Флорентийской школы регулирования, даже если бы это было технически возможно, перепрофилирование всего существующего мирового флота судов, способных перевозить сжиженный природный газ, могло бы доставлять лишь около 6,5 миллионов тонн в год. Это оставляет зависимость от трубопроводов

Эксперты разделились во мнениях относительно того, можно ли модернизировать существующие газовые сети для работы на водороде, а строительство новых трубопроводов обходится дорого. Геополитические потрясения могут сдерживать инвестиции в трубопроводы, а также в производство водорода. Все три коридора, определенные Евросоюз по которому водород может течь в бассейне Средиземного моря, пересекая неспокойную территорию. Водород, подаваемый по трубопроводу из Мавритании, в идеале должен идти через Западную Сахару, но контроль Марокко над этим регионом оспаривается. Рассматриваемая альтернатива — морской маршрут через Канарские острова.

После постройки трубопроводы становятся уязвимыми для политического вмешательства. В ноябре 2021 года непростые отношения Алжира с Марокко привели к разрыву дипломатических отношений и прекращению поставок газа по трубопроводу Магриб-Европа, который соединяет газовые месторождения Марокко с Испанией через территорию соседа.

Ближе к дому дела обстоят не менее сложно. Соглашение о подводном трубопроводе, соединяющем Барселону с Марселем, откуда водород можно было бы транспортировать из Испании через существующую инфраструктуру через Францию ​​в Германию, все еще может оказаться предметом разногласий между Германией и Францией по поводу того, следует ли считать ядерную энергетику «зеленой». Более того, Air Liquide, французская фирма, являющаяся крупнейшим в мире производителем промышленных газов, активно лоббирует проект, который обесценит ее собственную сеть водородных трубопроводов.

У Европы нет иного выбора, кроме как противостоять этим проблемам, если она хочет достичь своих амбициозных целей по сокращению выбросов углекислого газа. Некоторые шаги уже предприняты. Они включают в себя запуск Европейской комиссией полдюжины инициатив, от «водородного ускорителя» для расширения использования газа до «Европейского водородного банка» для стимулирования торговли. Что еще более важно, комиссия разрешила поток субсидий, ослабив правила государственной помощи, поэтому страны-члены могут поддерживать компании в их усилиях по декарбонизации. Средства также были выделены на строительство водородных трубопроводов, таких как линия длиной 3300 км из Алжира и Туниса в Австрию и Германию. А водородные проекты в Северной Африке выиграют от инвестиций таких учреждений, как Европейский банк реконструкции и развития.

Некоторые государства-члены хотят двигаться быстрее. Испания и Португалия приступили к реализации амбициозных национальных стратегий, направленных на превращение Пиренейского полуострова в центр экологически чистого водорода. Но именно Германия, которой придется импортировать до 70% водорода, необходимого для декарбонизации ее могучей тяжелой промышленности, больше всего заинтересована в ее процветании. Германия уже выделила более 8 миллиардов евро (8,6 миллиарда долларов), чтобы помочь своим компаниям стать «зелеными». Проявив рвение, пару лет назад министерство иностранных дел страны приступило к «водородной дипломатии», в рамках которой открылось полдюжины «водородных посольств» в ключевых странах. Совсем недавно министерство экономики создало H2Global, платформу для торговли водородом.

Прежде всего, Германия, кажется, признает, что ей нужно отдавать, чтобы получить. Похоже, что оно не просто радо видеть строительство солнечных электростанций и электролизеров в Африке, но и готово помочь создать местные рабочие места, модернизировать сети и построить опреснительные установки (электролизерам нужно много чистой воды). Со временем Германия, возможно, даже смирится с тем, что часть ее тяжелой промышленности может мигрировать туда, где производится водород. «Промышленная карта всегда следует за энергетической картой», — замечает Симона Тальяпьетра из аналитического центра Bruegel.

Такие схемы жизненно важны, если Германия хочет избежать ситуации, в которой она будет зависеть от непредсказуемых авторитарных режимов в сфере энергетики, как это произошло с Россией и природным газом. «Чтобы избежать повторения ситуации с водородом, Германии необходимо построить настоящие партнерские отношения», — говорит Андреас Гольдтау из Эрфуртского университета. Если все пойдет по плану и южная европейская динамо-машина наберет обороты, такие места, как Майорка, будут славиться не только своими пляжами и ночной жизнью, но и энергией, вырабатываемой водородными электролизерами.

Вам также может понравиться

Оставьте комментарий

-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00