Ваш браузер не поддерживает элемент
Эвен олигархиМожно было бы ожидать, что технологические магнаты и другие сверхбогатые люди передумают тратить сотни миллионов долларов на суперяхту на фоне надвигающихся глобальных потрясений. В 2020 году, когда Covid-19 распространился, «я проводила дни, рассматривая наихудшие сценарии и составляя соответствующие бюджеты», — говорит Джованна Вителли, председатель Azimut Benetti, крупнейшего в мире производителя таких самолетов. Затем западные санкции против России после ее вторжения в Украину лишили ее десятой части клиентов.
Вместо того, чтобы тонуть, производители суперяхт оседлали волну. Последние события, по словам г-жи Вителли, являются «неожиданными». Оборот ее фирмы вырос примерно на 20% с начала 2022 года, как и оборот всего сектора. Недавнее исследование, проведенное компанией Fortune Business Insights, занимающейся исследованием рынка, показало, что «большинство, если не все, яхтенные брокерские фирмы сообщают о рекордных продажах на ведущих верфях мира». Компания Future Market Insights, еще один исследователь рынка, ожидает, что годовой доход отрасли увеличится более чем вдвое в течение следующих десяти лет и достигнет $19,9 млрд.
В прошлом резкий рост продаж был результатом того, что в ряды мегабогатых пополнялось все больше потенциальных моряков. Однако в этом году число миллиардеров в мире сократилось до 2640 с 2668 в 2022 году, согласно данным Форбс журнал. Другим объяснением могла быть тоска по одинокому морю и небу. Пандемия сначала ударила по продажам, но с тех пор способствовала тому, что Fortune Business Insights называет «увеличением стремления к уединению и социальному дистанцированию среди богатых людей». Г-жа Вителли обнаруживает более глубокий психологический эффект пандемии: «осознание того, что жизнь коротка и что она может преподносить нам сюрпризы».
Последние разработки отражают это интроспективное настроение. Меньше внимания уделяется показной роскоши, а больше — настройке судов в соответствии со вкусами и энтузиазмом владельцев и их семей. Владельцы также учитывают их огромное воздействие на окружающую среду. Солнечные панели, ветряные турбины и гибридные силовые установки все чаще встречаются на роскошных яхтах.
Джефф Безос, глава Amazon, возможно, задает новую тенденцию. Он принял роды в апреле Кору, самая большая в мире парусная яхта длиной 127 метров. У использования энергии ветра есть и недостаток. Кору за ним повсюду следует судно поддержки с дизельным двигателем, перевозящее дополнительные припасы и даже вертолетную площадку. При длине 75 метров ее можно назвать мегаяхтой.■
Чтобы быть в курсе самых важных событий в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на Bottom Line, наш еженедельный информационный бюллетень, предназначенный только для подписчиков.