Мир афро-уругвайской музыки кандомбле

автор red
11 минут прочитано

Кандомбе возник в Уругвае в XVIII-XIX вв. и был разработан африканцами и их потомками, попавшими в Южную Америку в результате работорговли. Местом зарождения стал город Монтевидео, столица Уругвая, расположенный в регионе Рио-де-ла-Плата. Оттуда оно распространилось и в соседнюю Аргентину.

Первоначально кандомбе называли танцы, исполняемые чернокожими артистами и включающие в себя африканские и европейские элементы.

К концу XIX века чернокожая община Монтевидео сформировала компарсас. Это группы певцов, музыкантов и танцоров, которые выступают на открытом воздухе во время карнавалов и других праздников. Компарсас различных типов и музыкальных жанров широко распространены в Испании и испаноязычной Америке.

Со временем уругвайские карнавальные компарсы стали интегрированными, объединяя людей всех рас и национальностей. Однако уругвайские карнавальные компарсы сохранили бочковые барабаны и некоторые танцевальные движения, уходящие корнями в африканские традиции. В состав барабанной секции обычно входят 40-80 игроков.

Мамаша Вьеха и Грамильеро

Две культовые фигуры стали постоянными участниками уругвайских карнавалов. В традиции кандомбле Mamá vieja (старая мать) – старшая духовная наставница и самая мудрая женщина в общине. В ее наряд входит веер, которым она отвлекает грамильеро от девушек в танцевальной группе, привлекая его танцевать с ней.

Между тем граммильеро (человек-трава) олицетворяет собой целителя африканских народов. Именно поэтому он несет на параде травы, засунутые в сумку или портфель. Еще один его центральный элемент – трость или дубинка (bastón), которая традиционно использовалась мужчинами-старейшинами и олицетворяла собой командную роль. Кроме того, грамильеро традиционно носят шляпу.

Несмотря на такое представление пожилых персонажей, Mamá vieja и Gramillero не обязательно исполняются пожилыми людьми. На самом деле на протяжении более полувека пожилых женщин играли молодые танцовщицы.

Эскоберо

Эскоберо или эскобильеро (человек с метлой) – это традиционно молодой человек, который ведет тамбуры (барабаны) по улицам. Он танцует с метлой без головы, используемой в качестве дубинки, вращая ее за спиной и вверх-вниз на руках.

Музыка кандомбе и фьюжн

В XX веке кандомбе вошло в популярную музыку и стало частью поп-музыки, рока, джаза и других жанров. Среди пионеров – первопроходцы кандомбе-рока 1960-х годов группа El Kinto и супергруппа джаз-рок-фьюжн 1970-х годов Opa, в которую вошли три очень влиятельных музыканта – Рубен Рада (бывший участник El Kinto), Уго Фатторусо и Освальдо Фатторусо.

Позже появились уругвайские авторы-исполнители и другие артисты, которые включили кандомбле в свою музыку: Jaime Roos, Jorge Galemire, Mariana Ingold, Jorginho Gularte, Alberto Wolf, Fernando Ulivi, Jorge Drexler, Jorge Schellemberg. В 2003 году группа La Calenda Beat (2003), играющая в стиле world fusion, объединила кандомбле с афробитом и джазом.

В Аргентине такие музыканты танго, как бандонеонист Даниэль Бинелли, гитаристка Аналия Рего, Acho Estol, La Chicana, бандонеонистка и певица Сусана Рэтклифф и многие другие, включили ритмы кандомбле в некоторые свои произведения. Еще одним аргентинским исполнителем, использующим ритмы кандомбле, является фолктроник-группа Chancha Via Circuito.

В США аргентинская певица София Рей и уругвайская вокалистка Сабрина Ластман сочетают кандомбле с латиноамериканской музыкой и джазом.

Барабаны кандомбле

candombe drums Tamborilarte

Барабаны кандомбле – любезно предоставлено компанией Tamborilarte

Для музыки кандомбле характерны ритмы трех бочкообразных барабанов – чико, пиано и репике.

Чико – самый маленький барабан. Он имеет высокую тональность и обозначает ритм.

Репик – барабан среднего размера, используется для синкопирования и импровизации.

И, наконец, барабан пиано – самый большой, с более низким тоном, используется для воспроизведения мелодий.

candombe drums Tamborilarte 2

Барабаны Кандомбе – любезно предоставлено компанией Tamborilarte

На барабанах играют одной барабанной палочкой и рукой. Хотя три барабана различаются по размеру и звучанию, все они играют один и тот же ритм. Существует три основных ритма кандомбле (ritmos madre). Токе де куарейм родом из района Баррио Сур в Монтевидео. Toque de ansina – из района Палермо, а toque de cordón – из района Баррио Кордон.

Куарейм имеет медленный темп, а ансина и кордон – более быстрый. Кордон был разработан братьями Пинтос в середине XX века под влиянием ритма ансина, хотя барабан пиано играет более важную роль в стиле кордон.

В последнее время многие барабанщики увеличивают общую скорость игры на барабанах, стирая границы между тремя материнскими ритмами.

Кандомбе включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества

Кандомбе был включен в 2009 году (4.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. ЮНЕСКО описывает кандомбе следующим образом: По воскресеньям и во многие праздничные дни призывы барабанов кандомбе (llamadas de tambores de candombe) поднимают настроение в барриос (районах) Сур, Палермо и Кордон на юге Монтевидео (Уругвай). Это районы с населением африканского происхождения.

Традиция кандомбе начинается у общественных костров, когда люди собираются вместе, настраивают барабаны и общаются перед началом шествия.

templado de tambores GustavoGoldman

Templado de tambores (настройка барабанов) – Фото Густаво Голдмана, 2008 г.

Парад барабанщиков возглавляют наиболее уважаемые участники, принадлежащие к семьям, известным в общине своими барабанами на протяжении многих поколений. За ними в ряд выстраиваются другие барабанщики, а рядом маршируют или наблюдают с балконов неформальные участники, танцоры и зрители.

Llamada de tambores calle Isla de Flores Gustavo Goldman

Llamada de tambores, улица Isla de Flores – Фото Густаво Голдмана, 2008 г.

Удары самого большого и глубокого барабана – пиано – характерны для каждого из трех районов, так что структурированная конфигурация кандомбле как объединяет районы, так и указывает на их индивидуальную принадлежность.

Передаваясь в семьях африканского происхождения, кандомбе документально подтверждено как выражение сопротивления, а также как уругвайский музыкальный праздник и коллективная социальная практика, глубоко вплетенная в повседневную жизнь этих кварталов. Это также символ памяти общины, привлекающий бывших жителей в особые дни в исторический центр кандомбле.

Школы кандомбле

В Тамбориларте есть музыкальная школа и магазин по адресу: José E. Rodo 1994, Esq J. D. Jackson в Монтевидео.

Музеи

Музей карнавала (Museo del Carnaval) включает в себя экспозицию барабанов кандомбе. Rambla 25 de Agosto de 1825 nº 218 (esq. Maciel) в Монтевидео.

Автор: Анхель Ромеро

Анхель Ромеро-и-Руис посвятил свою жизнь увлекательному искусству музыкальных исследований. Его усилия проложили путь к необычным начинаниям, включая создание двух онлайновых порталов – worldmusiccentral.org и musicasdelmundo.com. Кроме того, Анхель является соучредителем Transglobal World Music Chart – группы ди-джеев и авторов мировой музыки, которая отмечает калейдоскопический гобелен глобальных звуков. Кроме того, он занялся звукозаписывающим бизнесом, выпуская студийные альбомы и компиляции мировой музыки. Его работы выходили на Alula Records, Ellipsis Arts и Music of the World.

 
Share

Вам также может понравиться

Оставьте комментарий

-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00