В начале 1900-х годов на востоке Кубы возник музыкальный сплав испанских гитар и африканской игры на барабанах, что породило яркий и ритмичный жанр сон-кубано. Своими заразительными битами и головокружительными мелодиями son cubano быстро покорил сердца любителей музыки по всему острову и вскоре стал сенсацией, прокатившейся по всей Кубе. Испанское слово son означает приятный звук.
Из-за отсутствия надлежащей документации точное происхождение сына кубано установить невозможно. Тем не менее, сын — относительно недавнее музыкальное изобретение.
Несмотря на традиционную тенденцию приписывать происхождение кубинского сына восточному региону Кубы, известному как Ориенте (Лас-Тунас, Гранма, Ольгин, Сантьяго-де-Куба и Гуантанамо), с некоторых пор некоторые музыковеды заняли более инклюзивную позицию. Хотя Алехо Карпентье, Эмилио Гренети Кристобаль Диас Айяла поддерживают теорию «восточного происхождения», Аржельерс Леон не упоминает об этом в своем фундаментальном труде «Del Canto y del Tiempo» и не Мария Тереза Линарес в “La Música на Кубе и в Испании».

Данило Ороско также занимает более открытую позицию, когда говорит: «… Таким образом, сотни восточных территорий имеют объективное порождающее, а не исключительное значение, в том числе раннее сельско-городское взаимоотношение.». Между тем Радамес Джиро утверждал по этому поводу: «Если сон был художественным явлением, развившимся со второй половины 19 века, а не только в провинции Старого Ориенте, то логично предположить, но не утверждать, что задолго до 1909 года о нем слышали в столице (Гаване) по указанным выше причинам.…”
Специалист по контрадансе, музыковед Питер Мануэль, предлагает хорошо задокументированную теорию о том, что большая часть структуры сына возникла из испанской контрадансы в Гаване примерно во второй половине 19 века. Contradanza включает в себя многие характеристики, показанные в соне, такие как мелодии в параллельных третях в форме «дуэта», наличие ритма клаве, небольшие куплеты, заимствованные из популярных песен, отличительные синкопы, а также двухголосная форма песни и остинато, известная как монтуно.
В начале 20 века появление сына значительно усилило взаимодействие между культурами африканского и латиноамериканского происхождения. Многие бывшие чернокожие рабы, недавно освобожденные после отмены рабства в 1886 году, перебрались на «соларес» в малообеспеченные районы Гаваны, а также многочисленные рабочие прибыли со всей Кубы, в том числе из сельской местности, в поисках лучших условий жизни. Они принесли с собой свои традиции афро-кубинской румбы и латиноамериканские стили. В Гаване встретились сельский и городской жанры, и результатом стало слияние обоих стилей в новый жанр под названием сон.
Многие тровадоры (певцы и авторы песен) также прибыли в Гавану в начале 1900-х годов. Эти певцы принесли свой репертуар песен и болеро, в который также вошли румба и сельские жанры. Некоторые известные тровадоры и сонеро, такие как Чико Ибаньес и Мигель Матаморос в это время начали сочинять собственную музыку.
Многочисленные группы полупрофессиональных музыкантов играли в окрестностях Гаваны. В 1917 г. Куартето Ориентал записал первого задокументированного сына в каталог Columbia Records. Позже, Секстето Хабанеро Годинес была сформирована и записала несколько песен для RCA Victor. Trovadores и такие группы, как Синдо Гарай, Мануэль Корона, Мария Тереза Вера, Альберто Вильялони другие также записали в это время румбы, гуарачи и соны.
В 1920 году Cuarteto Oriental превратились в секстет и переименовали себя в Секстето Хабанеро. Эта группа установила «классическую» конфигурацию секстета сына, состоящего из гитары, тре, бонго, клавы, маракаса и контрабаса. Популярность жанра сына резко возросла в середине 1920-х годов, чему отчасти способствовало появление радиовещания в 1922 году и репутация Гаваны как убежища для американцев, уклоняющихся от законов о запрете алкоголя. В этот период сын пережил трансформацию, перейдя от маргинального музыкального жанра к, пожалуй, самому популярному типу кубинской музыки.
Этому преобразованию способствовало признание сына популярным музыкальным жанром в других странах, что способствовало его более широкому признанию в основной кубинской культуре. Публичная просьба президента Мачадо о том, чтобы La Sonora Matancera сыграла на вечеринке по случаю его дня рождения, стала важным поворотным моментом в этом процессе. За это время было сформировано много новых секстетов, в том числе Болонья, Агабама, Ботон-де-Росаи знаменитый Sexteto Occidente режиссер Мария Тереза Вера.
Позже, в 1920-х годах, секстеты сыновей стали септетами, и популярность этого жанра продолжала расти благодаря таким артистам, как Septeto Nacional и его директору. Игнасио Пиньейро. Трио Матаморосс членами Мигель Матаморос, Сиро Родригеси Рафаэль Куэто, была основана в Сантьяго-де-Куба и стала неотъемлемой частью истории кубинского сына. Они синтезировали стиль секстетов и септетов, адаптировав его к своему ансамблю, и создали уникальный звук, распределив различные ритмические слои между своими тремя голосами, гитарами и маракасами. В 1928 году Трио Матаморос отправилось в Нью-Йорк и прославилось на национальном и международном уровнях после выпуска своего первого альбома на RCA Victor.
В целом, жанр сына значительно эволюционировал в 1920-е годы, превратившись из маргинального музыкального жанра в один из самых популярных видов кубинской музыки. Расширение инструментовки, от гитары, треса, бонго, клавы, маракаса и контрабаса до корнетов, труб, фортепиано и других перкуссий, еще больше способствовало его развитию.
В конце 1930-х годов джаз-бэнды и группы с усилителями стали более популярными, чем секстеты и септеты, которые ранее пользовались коммерческим успехом.
В 1940-х годах Арсенио Родригес стал известен как выдающаяся фигура в сфере кубинского сына.
Бени Море (также известный как Эль Барбаро дель Ритмо) продвинул жанр, включив в него элементы гуарачи, болеро и мамбо, что принесло ему титул величайшего сонеро наряду с Роберто Фасом, еще одним известным сонеро.


В 1948 году Лоренцо Йерресуэло и его двоюродный брат Франсиско Репиладо основали широко известную компанию Duo Los Compadres, где они приняли прозвища Compay Primo и Compay Segundo. Дуэт пользовался огромной популярностью до середины 1950-х, когда ушел Compay Segundo, а позже Иерресуэло возродил группу под названием Los Compadres, что привело их к началу 1960-х.
Появление сальсы в конце 1960-х снова привлекло внимание к сон кубано. Хотя сальса включала в себя различные жанры с Кубы и Пуэрто-Рико, сон-кубано был одним из ее основных корней. Действительно, самые популярные исполнители сальсы были известны как сонеро.
Социальный клуб Буэна-Виста Альбом и фильм, выпущенные в 1996 году, а также La Vieja Trova Santiaguera, усилия очень влиятельного кубинского деятеля Хуана де Маркоса Гонсалеса (Afro-Cuban All Stars) и испанских звукозаписывающих компаний Nubenegra и Discos Manzana/Eurotropical вызвали возрождение традиционного сон-кубано в конце 1990-х. Примечательно, что возобновился интерес к забытым старшим сыновьям кубанских художников, таким как Компай Сегундо, Омара Портуондо, Ибрагим Феррер, Рубен Гонсалес, Рейнальдо Иерресуэло (Рей Кейни), Рейнальдо Криг, Artistóteles Limonta, Панчо Кобас, Рикардо Ортиси Фаустино Орамас Осорио ‘Эль Гуаяберо.’
Благодаря этим инициативам son cubano нашел новую аудиторию среди молодого поколения во всем мире, ранее не знакомого с этим жанром, а также предоставил зарубежной публике возможность заглянуть в богатую историю кубинской музыки.
Сегодня, хотя уже и не столь популярный, традиционный сон ассимилирован другими жанрами и присутствует в них. Наиболее значительным вкладом сына является его влияние на текущую латиноамериканскую музыку. Это считается основой, на которой была создана сальса.
Записи сына Кубано:
Арсенио Родригес – Примитиво
Арсенио Родригес – Квиндембо
Барбарито Торрес – Кафе Гавана
Бени Море – Бени Канта и Куба Байла
Бени Море – Эль Барбаро Дель Ритмо
Социальный клуб Буэна-Виста – Социальный клуб Буэна-Виста
Социальный клуб Буэна-Виста Представляет Мануэля «Гуахиро» Мирабаля
Селия Крус с ла Сонорой Матансера – Sabor y ritmo de pueblos
Compay Segundo – Calle Salud
Compay Segundo – Lo mejor de la vida
Compay Segundo – Yo vengo aquí
Compay Segundo – Huellas Del Pasado
Compay Segundo – Балкон де Сантьяго: 1956-1957 гг.
Compay Segundo – Лас-Флорес-де-ла-Вида
Дуэт Los Compadres – Сентимьенто Гуахиро
Эль Гуаяберо (Фаустино Орамас) – Sones Del Humor Popular
Эль Гуаяберо (Фаустино Орамас) – Фаустино Орамас Эль Гуаяберо
Эль Гуаяберо (Фаустино Орамас) – Эль Трен Де Ла Вида
Элиадес Очоа — Estoy como nunca
Элиадес Очоа и Эль Куартето Патриа – Возвышенная иллюзия
Элиадес Очоа и эль Куартето Патриа – Tributo al Cuarteto Patria
Ибрагим Феррер — Буэнос-Эрманос
Лос-Комадрес – Уэльяс-дель-Пасадо
Los Compadres – Compay Segundo y Compay Primero
Лос Компарес – Ллегарон Лос Компарес
Омара Портуондо — Флор де амор
Polo Montañez – натуральный гуахиро
Septeto Nacional – Sones de mi Habana
Септето Насьональ – Sones Cubanos
Septeto Nacional – Más Cuba Libres
Septeto Nacional – Aquellos Tiempos Del Septeto Nacional
Septeto Nacional – Игнасио Пиньейро и его Septeto Nacional
Септето Сантьягуэро – Септето Сантьягуэро –
Септето Сантьягуэро – Ла Пулидора
Септето Сантьягуэро – Ла Чизмоза
Септето Сантьягуэро – Para Los Bailadores
Септето Сантьягуэро – Лос Мангос Бахитос
Септето Сантьягуэро – Ойе Ми Сон Сантьягуэро
Септето Сантьягуэро – Vamos Pa’ La Fiesta
Септето Сантьягуэро, Хосе Альберто «Эль Канарио» — Tributo a Los Compadres — No Quiero Llanto
Септето Сантьягуэро — Раиз Эгрем
Септето Сантьягуэро и Хосе Альберто «Эль Канарио» — A Mí Qué — Tributo A Los Clásicos Cubanos
Сьерра-Маэстра – Тибири Табара
Вьеха Трова Сантьягуэра – Вьеха Трова Сантьягуэра
Vieja Trova Santiaguera – Gusto y Sabor
Вьеха Трова Сантьягуэра – Отель Астуриас
Вьеха Трова Сантьягера – Ла Манигуа
Vieja Trova Santiaguera – Boleros de toda una vida
Вьеха Трова Сантьягера – Домино
Вьеха Трова Сантьягуэра – Эль Балкон дель Адиос
Автор: Анхель Ромеро
Анхель Ромеро и Руис Анхель посвятил свою жизнь захватывающему искусству музыкальных исследований. Его неустанные усилия проложили путь к выдающимся предприятиям, включая создание двух онлайн-порталов, worldmusiccentral.org и musicasdelmundo.com. Кроме того, Энджел гордится тем, что является соучредителем Трансглобальный мировой музыкальный чарт, уважаемое учреждение, которое прославляет калейдоскопический гобелен глобальных звуков. Кроме того, он углубился в звукозаписывающий бизнес, выпуская студийные альбомы и сборники мировой музыки. Его работы появились на Alula Records, Ellipsis Arts и Music of the World.